|Главная | Гостевая книга | Связаться с нами | Форум

Запись гитары в домашней студии

Все гитаристы, занимающиеся концертной и студийной работой, стремятся получить наилучший звук своего инструмента. Обычно, найти тот набор оборудования, который бы полностью удовлетворял музыканта — очень долгий процесс, продолжающийся практически всю творческую жизнь. Гитаристы меняют инструменты, приборы, изучают новинки современной гитарной техники и счастлив становится тот, кто скажет: “Остановись мгновение! Это то, что я искал…” В начале я хотел бы кратко остановиться на, казалось бы, банальных вопросах. Хочется проанализировать и ответить на вопрос — отчего же зависит качество звука гитары? Далее мы рассмотрим различные варианты формирования звука гитары, которые могут быть применены в профессиональной и домашней студии.

В основе хорошего звука, в первую очередь, лежит исполнительская техника, проще говоря, необходимо уметь играть на гитаре. Никакие ультрасовременные приборы и самые дорогие инструменты не спасут того, кто не умеет настроить гитару, извлечь нормальный звук, не “попадает” в ритм, делает фальшивые “подтяжки”… Технику игры на гитаре нельзя купить в музыкальном магазине, она дается годами напряженного труда. Поэтому она является самым ценным богатством гитариста, который может даже на недорогом оборудовании создавать подлинные произведения искусства.

Однако сама исполнительская техника в творческом процессе является только “исполнительным звеном цепи”. Руки играют то, что подсказывает душа… Это можно сравнить на примере работы принтера и компьютера — где принтер только исполнитель. Понятно, что каков бы он ни был (принтер) — самый дорогой, лазерный, цветной, он только выполняет команды компьютера, который “говорит” ему что, сколько, как, где надо печатать… Если гитарист добился потрясающей техники и при этом не знает как, где и сколько ее применить, то эта техника зачастую идет не на пользу, а во вред… (Если вернуться к нашему примеру получается так, что вместо смыслового текста, который вы создали в “Ворде”, принтер вам печатает градиентные заливки — красивые, но бестолковые и ненужные.)

С другой стороны, история знает примеры, когда музыканты (Джанго Рейнхард, например), создавали блестящие гитарные партии, имея дефекты рук. Красивая мелодия, сыгранная со вкусом, передающая определенное состояние имеет ценность сама по себе, даже если она сыграна на удовлетворительном звуке, или с мелкими техническими недочетами. Исходя из этого можно сделать вывод — что техника и общая музыкальность (так это назовем) — две противоположности, которые в сумме дают результат — качество. Многие задают вопрос, что “главнее” техника или общая музыкальность? Однозначно на этот вопрос никто не ответит. С одной стороны нужна творческая душа, которая управляет руками, с другой, эти самые руки, которые точно выполняют все желания духа. Человек, не владеющий игрой на инструменте похож на собаку, которая все знает, а сказать не может. Поэтому музыкант отличается от обычного слушателя (у которого может быть очень тонкая музыкальная восприимчивость) именно тем, что он может “управлять” инструментом и вызывать у слушателей эмоции. Однако те музыканты, для которых совершенствование техники цель жизни, на мой взгляд встали на неправильный путь. Как говорили великие “искусство должно отвечать на вопрос что, а не как”. Анализируя прошлое, можно с уверенностью сказать, что история “побивает” все мировые рекорды виртуозной техники. Но красоту гениальных композиций никак нельзя затмить, так как каждая пьеса, оставшаяся в истории, имеет свою, абсолютную систему отчета.

Теперь перейдем непосредственно к технической части вопроса. Внимательно посмотрим, какие слагаемые в сумме дадут хороший звук гитары.

Инструмент. В основе хорошего звука лежит главным образом инструмент. Большой ошибкой некоторых гитаристов является то, что они, покупая дорогие процессоры, экономят на самом главном. Да, процессоры, особенно современные цифровые, очень украшают звучание гитары. Можно по неопытности сделать вывод, что сама гитара и не имеет особого значения. Это ошибка, причем глобальная… Хорошему инструменту не нужны “раскраски”, которые быстро надоедают. Качественная гитара, в руках хорошего исполнителя дает 99% процентов звука. Она звучит в любой более менее приличный усилитель и отвечает на любое изменение звукоизвлечения, давая новые звуковые краски… Как и где купить хороший инструмент? Да, этот вопрос волнует многих. К сожалению, на российском рынке сложилась ситуация, что мы имеем огромный выбор дешевых полупрофессиональных гитар. Дорогими инструментами торговать не выгодно, да и наши гитаристы люди не богатые. Не каждый может потратить 2-3 тысячи долларов на гитару, чтобы потом получать за свои выступления кружку пива… Поэтому уделим внимание самым основным моментам в выборе гитары. Первое, гитара не должна иметь конструктивных дефектов и она обязательно должна держать строй. Это самое главное, на такой гитаре можно уже работать. По большому счету дорогие гитары отличаются от дешевых, в основном, количеством обертонов, резонаторными свойствами дерева (сустейном) и чистотой нот (отсутствием биений). То есть нюансами, которые 90% слушателей никогда не услышат. Что касается удобства игры, конструктивных особенностей, то недорогие корейские гитары вполне пригодны для того, чтобы сделать хорошие гитарные партии. Безусловно, надо стремиться приобрести гитару, отвечающую вашей музыкальной концепции. Так как мы не в состоянии иметь десяток гитар, лучше приобрести универсальный инструмент, на котором можно играть в разных стилях. После многолетних “скитаний” лично я опять вернулся к “стратокастеру”. Но это дело вкуса. Можно сделать вывод, если вы занимаетесь поп-музыкой, то есть, где-то, как-то необходимо сыграть пару нот или 8 тактовое соло можно вполне обойтись недорогой гитарой в районе 500-600$ (или даже меньше). Но гитаристу-профессионалу, который специализируется на гитарной, особенно инструментальной музыке необходимо сделать все, чтобы иметь качественный инструмент.

Оборудование. Итак, вы имеете инструмент и немного денег, что делать дальше? В настоящее время существует несколько способов формирования звука электрогитары. Первый — использование аналогового усилителя. Этот способ является классическим и по мнению многих гитаристов наилучшим. Второй путь — использовать аналоговый (ламповый) преам и подключать его сразу в пульт. Это компромиссный вариант для малобюджетных и домашних студий. Третий способ — формировать звук внутри цифровых процессоров, путем моделирования физических свойств аналоговых устройств. Для домашних студий, наверное, это самый легкий путь при котором можно получить приличный звук гитарных партий. Четвертый вариант — приобретение цифровых гитарных усилителей. По существу на наших глазах происходит рождение нового подхода формирования звука, при котором возможности гитарных цифровых процессоров соединены с давлением динамика. И последний способ — комбинация различных устройств, при котором от каждого прибора берется самое лучшее. Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Классическая схема

Гитара — усилитель — микрофон — компрессор — пульт/рекордер

Как было уже отмечено, лучшим способом формирования звука является включение гитары в усилитель и снятие звука микрофоном. Именно такую (классическую) схему включения по сей день применяют большинство профессиональных гитаристов всего мира. Правда, такой способ создания звука при записи требует больших материальных затрат. Ведь помимо гитары и усилителя в звукозаписи требуются другие устройства, как минимум студийный микрофон и преамп/компрессор (того же уровня). В домашней записи такая коммутация проблематична еще по той причине, что громкость усилителя должна быть достаточна для “раскачки” динамика. Сто ваттный усилитель, включенный на 1% мощности, дабы не разбудить соседей, хорошего звука не даст. Как вы понимаете, для этого требуется студийное помещение. На все это оборудование и поиск помещения (по большому счету) уйдет не одна тысяча долларов. Но и звук получается более качественный, так как микрофон улавливает и передает давление воздуха от динамика. Данный способ записи гитары целесообразно выполнять только в том случае, если вы имеете хорошую гитару и качественный усилитель. При этом вы ощутите всю прелесть звука “на пленке”. Следует добавить, что запись гитары через микрофон довольно сложное занятие, требующее опыта и квалификации.

Достоинства — профессиональное качество классического звучания электрогитары.

Недостатки — сложность эксплуатации, требуется студийное помещение. За исключением этого, невозможно найти новое звучание инструмента.

Ламповые преампы

Гитара — ламповый преамп — пульт/рекордер

Данный способ является компромиссным вариантом для домашних студий. С одной стороны, вы имеете ламповый звук, с другой, данный способ записи не требует помещения, качественных микрофонов, компрессора (который, правда не помешает и в этом случае).

Среди всего спектра ламповых преампов из недорогих устройств выделяется Tube Man фирмы Hughes&Kettner, который изначально ориентирован на звукозапись в линию.

Он имеет два выхода — один на усилитель, другой в пульт, который обрезает “песочный” звук.

Достоинства — удобство эксплуатации, аналоговый звук.

Недостатки — на записи не ощущается энергия динамика.

Цифровые процессоры

Гитара — цифровой процессор — пульт/рекордер

Третий способ, с использованием цифровых процессоров, все больше и больше входит в нашу жизнь. Если раньше к цифровым процессорам было отношение как к игрушкам (у большинства гитаристов), то сейчас, даже самые верные любители лампового звука обращают внимание на новинки гитарных цифровых технологий, открывающие невиданные возможности гитаристам. Современные цифровые процессоры развиваются по пути программного моделирования физических свойств звука и ориентированы на работу без усилителя. На сегодняшний день существует просто огромный выбор подобного оборудования. (Korg, Zoom, Boss, Line 6, Roland). Из недорогих моделей выделяются два процессора POD фирмы Line 6 и Boss GT-3.

Эти процессоры дают возможность гитаристу создавать звуки, которые немногим уступают аналоговым. При этом в распоряжение музыканта поступает множество звуков и полезных функций. Но лично я приобрел более дорогой прибор — виртуальную гитарную систему Roland VG-88, процессор, который является лидером в области гитарных цифровых устройств. Он позволяет не только моделировать усилители, типы звукоснимателей, модели гитар, но и дает возможность создавать необычные звуки синтезаторного типа. Об этом процессоре в двух словах не скажешь, ведь он имеет такое количество функций, что можно написать целую книгу. За исключением удобства и нового звукового материала, которые дают цифровые процессоры они открывают гитаристу новые функциональные возможности.

К примеру, трудно себе представить, как можно перестроить гитару (для игры слайдером), не вращая при этом колков или “разбросать” по панораме каждую струну в отдельности.

В конечном итоге, использование цифровых процессоров — наилучший вариант для малобюджетной домашней студии.

Достоинства — удивительное удобство, относительно малая цена, большой выбор звуков и современных функций.

Недостатки — достаточно плоский звук в сравнении с аналоговой профессиональной аппаратурой.

Цифровые усилители

Гитара — цифровой усилитель — микрофон/линия — пульт

Для гитаристов, цифровые усилители — вещь новая, неизученная. Поэтому к ним относятся с некоторой настороженностью. Но отказаться от соблазна иметь большие возможности цифровых технологий и богатство звука аналогового усилителя никто не может. Имея цифровой усилитель гитарист, с одной стороны, получает потрясающие возможности создания, сохранения установок и управления звуком, с другой, усилитель “качает” динамик, (хотя как и обычный процессор может включаться и напрямую в пульт) Данная технология формирования звука электрогитары очень перспективная, по существу она является новой ступенью в области производства гитарных усилителей.

Среди мировых лидеров в области производства цифровых гитарных усилителей следует особо выделить усилитель Roland VGA-7, который имеет практически все функции знаменитого процессора VG-88.

Цифровые усилители могут быть успешно использованы как на студии, так и в домашней звукозаписи.

Достоинства — огромные звуковые и функциональные возможности, удобство

Недостатки — некоторые потери в звуке

Аналогово-цифровой звук

Гитара — ламповый преамп/цифровой процессор — пульт

Я всегда хотел решить задачу таким образом, чтобы иметь возможность смешивать разнородные звуки. Думаю, что многие гитаристы желают иметь породистый ламповый звук, и в то же время использовать возможности цифровых процессоров. Интересные звуки можно получить путем смешения ламповых звуков с добавлением цифровых “обертонов”. На мой взгляд, это соединение самый перспективный путь, который дает гитаристу весь спектр современного электрогитарного звука. Гитарист может использовать классический ламповый саунд, а может тут же переключиться на цифровой. В случае необходимости он может соединить оба звука, что порой приводит к совершенно потрясающему результату. Особенно эта возможность необходима в студии. Ведь в этом случае можно создавать гитарные аранжировки, используя все разнообразие звукового материала. Соединить аналоговый звук с цифровым c максимальной эффективностью позволяет процессор Roland VG-88, который имеет два входа — один предназначен для подключения полифонического датчика GK-2A, который устанавливается на гитару, другой — для подключения гитары с обычного выхода (в разрыв и подключается ламповый преамп). Следовательно, звук в процессоре создается путем микширования — цифровой получается от датчика GK-2A, ламповый — с аналогового входа. Пропорции микса устанавливаются в процессоре и сохраняются в памяти патча.

Достоинства — наличие всего спектра звука электрогитары.

Недостатки — высокая цена

Итак, мы кратко рассмотрели проблемы формирования звука электрогитары.

Теперь вам, исходя из творческих задач и финансовых возможностей, необходимо определиться по какому пути идти. Но при этом следует всегда помнить, что произведение искусства это, главным образом сама идея, музыка.

Оборудование должно служить главной цели — донести эту идею до слушателей.

 



Hosted by uCoz